«Да черт его знает, каким будет год»

Минувший год стал настоящей чередой потрясений для дилерского бизнеса. С одной стороны, очередной скачок курса валют вкупе с последовавшим коронавирусным локдауном нанесли удар по продажам автомобилей, а с другой стороны, привели к дефициту новых машин на рынке и отложенному покупательскому спросу, что в итоге обернулось ростом доходов дилерских предприятий. Если в начале пандемии игроки говорили о падении продаж вплоть до 50%, то за январь-октябрь провал составил всего 13%: в Петербурге было продано 101 472 новые машины, по данным агентства «Auto-Dealer-СПб». При этом рост продаж оказался лучшим за два года: в дилерских центрах было продано 13 685 автомобилей — на 13% больше, чем в октябре 2019 года. «Новый проспект» спросил руководителей и собственников дилерских предприятий об итогах 2020 года.


Евгений Пекарский, директор направления Mercedes-Benz ГК «Вагнер»:

Я думаю, что многие коллеги скажут о том, что год был очень непонятным, но в итоге хорошим; о том, что они научились быстро меняться в непонятной ситуации; о том, что запустили дистанционные продажи; о том, что на фоне дефицита вырос спрос, и дилерам наконец-то было позволено свыше не продавать в этом году автомобили в минус; о том, что удалось заработать и полностью или частично рассчитаться с долгами; о том, что цены на автомобили росли, но это не отталкивало клиентов. И все это так.

Я не буду повторять очевидные вещи, а хочу обратить внимание на один важный момент: в этом году на автомобильном рынке не было кризиса перепроизводства, и, как следствие, был получен эффект равновесной цены. Амбициям автопроизводителей помешала пандемия, и рынок, как здоровый экономический организм, восстановился самостоятельно. Все, кому действительно нужно было купить автомобиль («нужно» не равно «хочется»), это сделали.

Я очень хочу, чтобы этот яркий год заставил задуматься производителей и автомобилей, и телефонов, и многого другого о том, что надо перестать делать из рынка надувшийся пузырь и продолжать жить по законам равновесия. Тогда и экономика будет более честная, и планета более чистая.

Владимир Мирошников, директор по развитию компании «Рольф»:

Несмотря на высокий спрос во втором полугодии, авторынок закончит 2020 год на отрицательной территории, не в силах полностью компенсировать спад, случившийся во II квартале.

В регионах нашего присутствия — Москве и Петербурге — в апреле и мае действовали жесткие ограничения, наши дилерские центры были закрыты для клиентов. «Рольф» начал продавать новые автомобили и автомобили с пробегом в режиме онлайн, и многие клиенты оценили удобство такого формата. Тем не менее большинство клиентов по-прежнему предпочитает традиционный формат покупки автомобиля с его осмотром в дилерском центре и прохождением тест-драйва. Так что с открытием шоу-румов клиенты вернулись в наши автосалоны. Фактором поддержки спроса стало ожидание повышения цен из-за нестабильности курса рубля: сначала мы почувствовали приток клиентов в марте, затем — в августе и в последующие месяцы. Добиться более высоких результатов в продажах дилерам помешала ограниченная доступность автомобилей на рынке. Пока проблема с дефицитом решена далеко не во всех брендах, и ограниченная доступность будет наблюдаться и в I квартале 2021 года.

В течение года спрос на автомобили премиум-сегмента был более устойчивым, как и всегда во время кризисных явлений. Хороший темп удалось набрать новому «Порше Центру Невский», запущенному компанией «Рольф» на Октябрьской набережной в конце прошлого года.

Наиболее быстрорастущее направление бизнеса автодилеров — продажа автомобилей с пробегом. Благодаря тому, что «Рольф» выкупает всё больше автомобилей с пробегом непосредственно у клиентов «с улицы», этот бизнес стал менее зависим от сделок trade-in и может расти опережающими темпами по сравнению с рынком новых автомобилей.

Сергей Новосельский, управляющий ОАК-РРТ:

Пандемия стала своего рода стресс-тестом для автобизнеса (как и для всех направлений бизнеса). Как мне кажется, она принесла больше плюсов, чем минусов. Во-первых, мы смогли критически оценить то, насколько правильно или неправильно выстроены те или иные бизнес-процессы в наших компаниях. Какие-то процессы мы пересмотрели и скорректировали, от чего-то вообще отказались. Во-вторых, дилеры впервые за долгое время опять стали зарабатывать на «железе». Дефицит, который был сформирован пандемией, показал реальную емкость рынка, позволяющую дилерам работать с доходом. Ну и, в-третьих, опыт этого года позволил иначе посмотреть на планирование следующих периодов.

Думаю, все убедились, что нужно четкое планирование хотя бы на два-три года вперед, но при этом ты должен быть достаточно гибким, чтобы моментально перестраивать имеющиеся процессы. И всегда нужна профессиональная команда, которой ты можешь доверять и которая не будет паниковать в стрессовых ситуациях, а будет продолжать работать и искать способы обеспечить функционирование бизнеса.

Сейчас в бизнесе кто-то проедает сформированную «подушку», кто-то ее инвестирует, а кто-то не смог ее сформировать. Новшества у всех свои. Кто-то жмет на цифровизацию (думаю, это общий тренд), развивает онлайн-продажи и т. п. Надо понимать, что без глобальной перестройки внутренних процессов никакого развития бизнеса не будет — онлайн тут не панацея. В том, что касается покупателей, пандемия позволила снизить влияние так называемого потребительского экстремизма: люди понимают, что «разводить» дилеров бесконечно уже невозможно. Важно и дилерам при этом не перебарщивать, а давать справедливую цену. Это позвонит соблюсти баланс между «штуками» и прибыльностью.

Владислав Рыдаев, председатель совета директоров ГК «Прагматика»:

Давайте я расскажу хорошую историю. Культивируем позитив! Мы пережили этот год в трех реалиях. I квартал был вялым, но позитивным, по сути, как и должен быть I квартал для автомобильного рынка. Ничего не предвещало. Далее события развивались стремительно, и мы оказались в новой реальности, как говорится, кто в чем был. Напомню, что несколько долгих недель все дилерские центры в Петербурге простояли закрытыми.

Но, в отличие от практически всех предыдущих кризисов, в этот раз каждый не был сам за себя. Или гарант сразу обозначил, что не суетимся, сотрудников не увольняем, а рассчитываем на субсидии и снижение отчислений с зарплат, или только сильная беда может объединять нас, но с поставщиками, банками и сотрудниками мы честно договаривались: объясняли, обещали, показывали реалии, планировали будущее. И что важно для меня, получали в подавляющем большинстве хорошую обратную связь. С пониманием, что все в этой лодке. Хотя любая из сторон, слегка потянув одеяло, могла бы потопить компанию, ну, или ослабить.

Сжались в затратах, конечно, максимально. Закрыли, распродали все «чемоданы без ручек». Получили навыки удаленной организации работы. Продолжаем их совершенствовать. Спасибо сотрудникам. Некоторые, например иногородние, вернулись домой из Питера и продолжали работать удаленно.

Дилеры Петербурга по инициативе автохолдингов «Максимум» и «Аларм-Моторс» в онлайне координировались, готовили консолидированную позицию и аргументы для городской администрации. Смольный, хоть и не балует нас обратной связью, в числе первых постепенно снял ограничения, предоставил меры поддержки на своём уровне.

РОАД постоянно работала с госорганами на федеральном уровне, обмениваясь данными с полей, аргументами, проблематикой. И в целом, считаю, что уровень господдержки автомобильной отрасли — один их лучших. Напомню, президент на встрече с автопроизводителями впервые произнес «автодилер» — понятие, отсутствующее пока как вид коммерческой деятельности.

Это небольшая выжимка из истории весны этого года. По каждому аспекту была масса проблематики, но в целом вектора такие.

Вторая половина года — это еще одна реальность, в которой мы оказались. Спрос довольно быстро восстановился, и до конца года мы работали в условиях нехватки автомобилей. Только в конце декабря клиентский трафик снизился, а склады стали медленно восстанавливаться. Спад ли это перед Новым годом или изменение тренда — будет понятно в феврале-марте.

По объемным показателям «Прагматика» растет по всем направлениям существенно выше рынка. С учетом ноября наша динамика год к году — минус 6% по новым автомобилям, плюс 4% по автомобилям с пробегом.

Уверен, что у кого-нибудь из коллег есть более впечатляющие цифры. Мы придерживались консервативного подхода и были готовы к худшему. Это позволило нам пройти и выжить в кризис, но на фазе роста привело к «сухим» складам и потерям в объемах, хотя общий бенчмарк серьезно хуже. Ничего, догоним в следующем году.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в издании «Новый проспект» 4 января 2021 года.

Автор: Александра Конфисахор

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 января 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 1056

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте