«Росатом» построит гигафабрику в Калининграде

«Росатом» построит завод по производству литий-ионных ячеек и систем накопления энергии в Калининградской области мощностью 3 ГВт•ч в год. Это может быть достаточно для поставок на 45 тыс. электромобилей, при этом корпорация нацелилась на повышение мощности до 12 ГВт•ч, что эквивалентно около 170 тыс. таких машин. Компания уже вела переговоры как минимум с ГАЗом и КамАЗом, у которых есть проекты по электротранспорту. Однако, даже исходя из довольно оптимистичных планов российского правительства, к моменту запуска завода в 2026 году емкости локального рынка электромобилей может оказаться недостаточно.


«Рэнера» (входит в топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ) и правительство Калининградской области подписали соглашение о производстве литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии. Технологическим партнером выступает южнокорейский производитель литий-ионных батарей Enertech International Inc., совладельцем которой «Рэнера» стала в 2021 году (доля российской стороны — 49%). Объем финансирования не раскрывается, но в ТВЭЛ указывают, что, исходя из мировой практики, строительство 1 ГВт•ч производственных мощностей обходится примерно в $100 млн. Более 60% средств планируется профинансировать из инвестиционного ресурса «Росатома» и средств партнера.

Гигафабрика заработает на площадке Балтийской АЭС (10 км от границы с Литвой) уже в 2026 году, сообщили в ТВЭЛ. В ТВЭЛ отметили, что ключевыми факторами выбора Калининградской области в качестве площадки стали возможность круглогодичного ведения строительных работ, уровень готовности территории и транспортная доступность. Отметим, что на площадке Балтийской АЭС планировалось сооружение двух реакторов ВВЭР-1200, однако строительство было заморожено на стадии начала заливки бетона.

Полная производственная мощность завода составит не менее 3 ГВт•ч в год (общая емкость выпускаемых батарей). В то же время, как отмечает гендиректор «Рэнеры» Эмин Аскеров, «запланированные год назад объемы производства могут оказаться недостаточными», исходя из «сигналов», получаемых от российского рынка: «Чтобы реализовать текущие планы по развитию электротранспорта, мы рассматриваем сценарий возможного роста мощностей завода до 12 ГВт•ч».

Основная часть (95%) спроса к 2030 году придется на тяговые батареи для легковых и коммерческих автомобилей, остальная часть — электробусы и грузовые машины. В ТВЭЛ не называют партнеров в автопроме, но говорят, что ведут переговоры со всеми ключевыми участниками рынка — «как с теми, кто прямо указан в концепции развития электротранспорта РФ, так и с рядом других автопроизводителей, планирующих выйти на рынок, названия которых, к сожалению, не можем разглашать в связи с подписанными соглашениями о неразглашении».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте газеты «Коммерсантъ» от 15.09.2021

Авторы: Ольга Никитина, Полина Смертина


Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

17 сентября 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 1065

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте